Кризис из-за коронавируса оказался серьёзной угрозой для бизнеса, равно как и для здоровья. Но интернет-маркетинг благодаря COVID-19 может сделать огромный рывок вперёд.
Рано или поздно все страны выйдут из чрезвычайной ситуации, и тогда центральным вопросом, требующем незамедлительного решения, станет экономика. Хотя рецессия практически неизбежна, правительство предпринимают меры, чтобы перевести бизнес в режим «анабиоза». Это позволит быстрее восстановить нормальную работу компаний после завершения кризисной ситуации.
Наряду с фирмами, которым пришлось отправить сотрудников на «выходные», есть и те, кто от кризиса только выиграл – многочисленные интернет-магазины и службы доставки еды. А части компаний пришлось перепрофилироваться и «выйти в онлайн».
Есть серьёзное различие между «оффлайн» и «онлайн» компаниями. Первым приходится делать ставку на квалифицированный персонал и удобство расположения места предоставления услуги. Такому бизнесу просто необходимо находиться в одном месте с клиентами. Такие компании могут быть самыми разными – от баров и парикмахерских до авиаперевозчиков. «Онлайну» же не требуется физически находиться с клиентами в одном месте, торговля, общение и другие коммуникации ведутся откуда угодно. То, что сейчас происходит в мире, наглядно демонстрирует, насколько большой потенциал для перехода в онлайн есть у некоторых фирм.
Очевидно, что продажи товаров и услуг через интернет имеют свои преимущества:
Конечно, всё это требует некоторой IT-квалификации персонала. Ряду сотрудников может быть необходимо «подтянуть» свои знания в области интернета и современных онлайн-возможностей.
Впрочем, дистанционно можно не только работать. Находясь в самоизоляции, люди понимают, насколько заказ услуг онлайн способен изменить жизнь:
Сейчас наступил звёздный час интернет-маркетинга. Никто не видит рекламные щиты, развешанные по улицам; никто не покупает печатные издания; никто не ходит на массовые мероприятия. Все сидят дома и смотрят, что там в интернете.
В интернете стало многолюднее – Cloudflare отметил, что ежедневный трафик в Европе после введения карантина вырос на 20-40%, а российские операторы «Ростелеком» и «МТС» сообщают об увеличении на 15-100% в зависимости от региона. А значит, шансы на то, что рекламное объявление в социальных сетях увидят целевые клиенты, тоже выросли.
Прямо сейчас интернет-маркетологам стоит сосредоточиться на достижении сразу нескольких очевидных целей:
Кризис привёл к серьёзным изменениям на каждом уровне. И маркетологам требуется учитывать все эти перемены, особенно с точки зрения потребностей, которые будут общими для большинства людей – из-за того, что все мы ведём сейчас примерно одинаковый образ жизни.
Конечно, рано или поздно ограничения будут сняты. Выработается коллективный иммунитет или будет создана вакцина против коронавируса – не имеет значения. И первое, что сделают многие люди – отправятся в кофейню. Пойдут в кино, в рестораны. В бары, в музеи, поедут к друзьям и членам семьи, отправятся на стадион, в спортзал и даже в библиотеку. Будут делать всё то, по чему соскучились за долгие месяцы вынужденной самоизоляции.
Однако интернет-маркетологам нужно понять, что восстановление «оффлайн-жизни» будет производиться постепенно. Никто не станет разом открывать все заведения и развлекательные центры. И сфера онлайн-торговли будет востребована ещё долгое время.
Кроме того, вполне возможно, что потребители выйдут из кризиса совсем с другими приоритетами, ценностями и привычками. Всё это заметно повлияет на то, как они будут тратить своё время и деньги.
Поэтому сейчас маркетологам очень важно отслеживать изменения потребительских привычек. Рост электронной коммерции уже был важным признаком перемен, но кризис может послужить его дополнительному ускорению.
Это означает, что небольшие фирмы, которые во время кризиса увидели, что интернет-коммерция приносит лучшую отдачу инвестиций, чем традиционный «оффлайн», и дальше продолжат вкладывать в онлайн-деятельность. Даже после того, как COVID-19 закончится.
По мере того, как мир становится всё более цифровым, должен развиваться и маркетинг. То, что маркетологи должны делать прямо сейчас – это следить за изменениями и создавать новые стратегии для нового, постпандемического мира.
В CROSS MEDIA мы помогаем компаниям в создании долгосрочных индивидуальных стратегий интернет-маркетинга, чтобы приспособиться к меняющимся потребностям клиентов. А как ваш бизнес готов к миру, который ждёт нас после пандемии?